На Антипинском НПЗ получен первый кокс

26 Июня 2016

С 1 июня на Антипинском нефтеперерабатывающем заводе приступили к пуско-наладочным работам на установке замедленного коксования гудрона (УЗК) - второй секции установки глубокой переработки мазута (УГПМ), где уже 26 июня в процессе активной фазы пуско-наладочных работ на установке получен первый кокс – конечный продукт, который востребован в металлургии.

Завершение возведения установки глубокой переработки мазута ознаменовало окончание строительства 3 этапа III технологической очереди. Запуск УГПМ в промышленную эксплуатацию позволит Антипинскому НПЗ - единственному промышленному НПЗ в Тюменском регионе и Уральском федеральном округе - достичь уникальной для России глубины переработки в 97-98% и увеличить выход дизельного топлива до 50% от общего объема переработки. Благодаря внедрению новых процессов завод выходит на качественно новый уровень и расширяет свое влияние не только на рынке Уральской и Западно-Сибирской нефтепереработки, но и среди крупнейших участников нефтеперерабатывающей отрасли России.

Для реализации проекта руководством и специалистами Антипинского НПЗ были выбраны ведущие компании в сфере проектирования и строительства объектов нефтяной промышленности. Типовой базовый проект УГПМ с производительностью в 3,3 млн тонн в год по мазуту (после модернизации – 4,2 млн. тонн) был в 2012 году разработан американской компанией Foster Wheeler - одним из мировых лидеров по проектированию и эксплуатации подобных установок. Разработкой рабочей документации занималось ЗАО «Нефтехимпроект», имеющее солидный опыт в этой области, а в качестве генерального подрядчика выступило ООО «Юникс», реализовавшее до этого ряд крупных строительных проектов.

При выборе проектного решения ведущие специалисты Антипинского завода и компании-разработчика ориентировались в первую очередь на общий объем производительности предприятия. В соответствии с общим планом переработки нефти на момент принятия проекта эта цифра составляла 8 млн тонн, поэтому УГПМ разделили на две секции: вакуумную и замедленного коксования. По словам главного инженера предприятия Мурзина Сергея Владимировича, «это был своего рода удачный компромисс, позволяющий с одной стороны оптимизировать стоимость конечного проекта, а с другой - учесть возможности завода по переработке». Решение также позволило сделать вакуумную секцию автономной в основных коммуникациях и тепловом балансе: в частности, не дожидаясь окончания строительства секции УЗК, стало возможным проведение пуско-наладочных работ на вакуумной секции, а затем и ее тестовая эксплуатация в различных режимах – она ведется на заводе с марта нынешнего года.

При строительстве установки глубокой переработки мазута было использовано оборудование как зарубежных компаний-производителей Gould Pumps (Южная Корея), KSB (Германия), Zimmermann&Jansen (Германия), RuhrPumpen (Германия), Koerting Honnover AG (Германия), Foster Wheеler Italiana, Koch-Glitsch (Италия), GARO (Италия), Brembana&Rolle (Италия), FELGUERA CALDERERIA PESADA, S.A. (Испания), Taim Weser (Испания), Velan (Канада), Elliot (США) и др., так и отечественных - «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», ООО «Глазовский завод «Химмаш», ООО «Компания Тапфло», АО «Тамбовский завод «Комсомолец», ЗАО «Гидрогаз» и др.

Для эксплуатации УГПМ на заводе был создан отдельный технологический цех с оперативным персоналом в количестве 60 человек. Все операторы перед допуском к работам на установку глубокой переработки мазута прошли обучение, которое осуществляли представители разработчика базового проекта и компании, поставляющей компрессора. В будущем штат будет доукомплектовываться. Сейчас работники технологического цеха заняты обслуживанием вакуумной секции и пуско-наладочными работами установки замедленного коксования гудрона.

Основными целевыми продуктами на секции замедленного коксования УГПМ являются легкий газойль коксования, нафта коксования, которые направляются в качестве сырья на установку гидроочистки дизельного топлива, образуя таким образом добавленную стоимость в виде готовых продуктов: гидроочищенной нафты и дизельного топлива стандарта Евро-5. Выход кокса составляет примерно 30% от сырья (гудрона) в зависимости от  сырья, остальное – это целевые светлые продукты. Еще один целевой продукт – сжиженный углеводородный газ коксования, который с пуском гидроочистки нафты и СУГа в составе комплекса бензинов пройдет очистку и будет товарным продуктом – СПБТ для автомобилей. 

Основными задачами на данный момент являются сохранение производственных мощностей завода на отметке более 8 млн тонн и полный уход от мазута. Для решения этой задачи руководством Антипинского НПЗ рассматривалось два режима работ установки замедленного коксования гудрона с получением как электродного кокса, так и коксуемой добавки. После пуска секции на проектных режимах будет проведен анализ поступающих данных с тем, чтобы выйти на получение по балансу максимального выхода жидких нефтепродуктов и кокса.

Стоит отметить, что стоимость установки глубокой переработки мазута, состоящей из установки замедленного коксования гудрона и установки вакуумной переработки мазута, которые работают совместно с комплексом гидроочистки в составе установок гидроочистки дизельного топлива, производства водорода и элементарной серы, составила 1,5 млрд долларов США.

Несмотря на то, что установка находится на стадии пуско-наладочных работ и подготовки к полноценной эксплуатации, на Антипинском НПЗ уже начали реализовывать проект по ее модернизации для увеличения производительности секции замедленного коксования. Проект полностью готов, закуплено оборудование, осталось только утвердить окончательные решения по его обвязке. Модернизация УЗК позволит перейти с объема переработки 3,3 млн тонн в год по мазуту до 4,2 млн тонн в год.

Таким образом, уже в ближайшее время с вводом в промышленную эксплуатацию установки глубокой переработки мазута Антипинский НПЗ прекратит выпуск всех ранее производимых видов мазута и достигнет рекордной для отрасли глубины переработки в 97-98%. По словам главного инженера Сергея Владимировича Мурзина, «мы уже вышли давно из ниши малотоннажного производства. Не все предприятия России могут на сегодняшний день переработать 9 млн, что открывает неплохие перспективы для нас. И, конечно же, эксплуатация установки глубокой переработки мазута – это уже в полной мере запуск процессов вторичной переработки, возможность извлечения продукта с максимальной стоимостью и достижение рекордного для отрасли показателя глубины переработки в 98%».

Дмитрий Петрович Мазуров, Председатель Совета директоров АО «Антипинский НПЗ» отмечает, что "Антипинский НПЗ сумел преодолеть важный технологический рубеж по запуску вторичных процессов переработки и взять уверенный курс на производство большего количества светлых нефтепродуктов, в том числе высокооктановых бензинов класса 5".

вернуться в список новостей

Другие новости