В режиме нон-стоп

01.08.2013

На Антипинском нефтеперерабатывающем заводе идет масштабное строительство — возводится третья технологическая очередь. Ввод ее в эксплуатацию увеличит мощность предприятия почти вдвое (до 7,5 миллиона тонн в год), повысит глубину переработки до 94 процентов, а также, что самое главное, позволит выпускать нефтепродукты, соответствующие стандарту «Евро-5». О том, что это дает региону и о перспективах развития предприятия рассказывает генеральный директор ЗАО «Антипинский НПЗ» Геннадий Лисовиченко.

Геннадий Алексеевич, АНПЗ — единственное крупное нефтеперерабатывающее предприятие в Тюменской области, да, по сути, и во всем Уральском федеральном округе. Как получилось, что регион, на территории которого добывается 60 процентов всей российской нефти, до 2006 года не имел собственной переработки?

ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО: Исторически сложилось так, что тюменский Север, главным образом, Югра, с советских времен превратился в нефтедобывающую провинцию страны. Понятно, что перерабатывать углеводородное сырье на месте, в суровых климатических условиях, смысла нет - выгодней построить мощные трубопроводы. Но в итоге ближайшие к местам добычи регионы оказались как бы в стороне от этих потоков. Нефтепродукты для нужд производства, транспорта, энергетики — прежде всего, бензин и дизтопливо — приходилось завозить из других субъектов Федерации, в основном из Омской области, Башкирии, Пермского края, а это транспортное плечо от 550 до 800 километров. И когда в 2004 году началось строительство крупного нефтеперерабатывающего предприятия в поселке Антипино под Тюменью, логично, что этот стратегически важный для экономики области проект получил поддержку и региональных, и российских властей.

Каковы сегодня мощности предприятия?

ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО: Первую очередь мы ввели в эксплуатацию в ноябре 2006-го — изначально ее мощность была 400 тысяч тонн перерабатываемой нефти в год, но уже в 2008 году, в результате технического перевооружения, достигла 740 тысяч тонн.В 2010-м запущена вторая очередь, к сегодняшнему дню она тоже модернизирована, и суммарно мощность завода с 1 января 2013 года составляет 4,2 миллиона тонн в год. В конце текущего года мы планируем запустить еще одну установку по первичной переработке нефти, в результате сможем перерабатывать до 7,5 миллиона тонн сырой нефти в год. В 4-м квартале будут введены в эксплуатацию и другие важнейшие объекты, в том числе современные очистные сооружения, строительство которых подходит к завершению. Современная очистка производственно-дождевых и бытовых сточных вод в пять этапов позволит заводу повторно использовать до 60 процентов стоков для технических нужд, а оставшиеся 40 процентов доводить до гигиенических требований к охране поверхностных вод и направлять в реку Туру. Стоит особо отметить, что за последние 30 лет в России не вводилось частных предприятий подобной мощности.

На мой взгляд, значим не столько объем переработки сырья, сколько глубина. Ведь уже несколько лет во многих регионах периодически ощущается дефицит топлива, а с переходом на европейские экологические стандарты проблема усугубляется: большинство российских НПЗ оказались не в состоянии быстро перестроиться на выпуск бензинов «Евро-4» и «Евро-5». Каковы перспективы АНПЗ в этом плане?

ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО: Дело в том, что строительство перерабатывающего завода с максимально возможной глубиной переработки нефти при выпуске полного ассортимента моторных топлив высокого качества требует значительных капвложений. Кстати, наш завод — один из немногих полностью частных проектов в этой сфере. Все нефтеперерабатывающие предприятия строятся технологическими очередями — каждая подразумевает организацию некоего законченного производственного цикла.

Для доведения качества дизтоплива до требований «Евро-5» с содержанием серы не более 10 ppm (единица измерения концентрации — ред.) и необходимой температурой застывания (чтобы можно было применять в зимних и арктических условиях), в четвертом квартале следующего года будет построена установка гидроочистки. В последнем квартале 2015-го начнет работу комбинированная установка замедленного коксования гудрона, и глубина переработки нефти достигнет 94 процентов. В 2016 году запланирован переход на выпуск высокооктановых бензинов стандарта «Евро-5» за счет ввода в эксплуатацию установки риформинга бензина.

Уже сегодня все заказы расписаны на полгода вперед. В перспективе же предприятие будет полностью удовлетворять потребности Тюменской области, Югры и ЯНАО в светлых нефтепродуктах.

Нефтеперерабатывающий завод уже сегодня — второй из крупнейших в Тюменской области налогоплательщиков, обеспечивает работой почти тысячу человек. Какова социальная политика предприятия?

ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО: Прежде всего, мы исправно платим все налоги и официальную, индексируемую заработную плату. С 2007 года действует коллективный договор, в который включен целый ряд мер дополнительной социальной поддержки работников. У нас активный совет трудового коллектива, который возглавляет энергичный молодой председатель. Важно, что администрация завода и совет слышат друг друга, активно взаимодействуют по вопросам постоянного улучшения условий колдоговора.

Однако в местных СМИ периодически проходят сообщения о конфликте администрации АНПЗ с председателем профсоюза Иваном Статьевым, который утверждает, что права трудящихся на заводе нарушаются. Что вы можете сказать по этому поводу?

ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО: Если честно, комментировать ситуацию не хочется. Этот конфликт на общей атмосфере в коллективе не сказывается, потому что наши сотрудники заняты работой, им некогда участвовать в распрях. Со стороны администрации предприятия нет противостояния во взаимоотношениях с первичной профсоюзной организацией. Например, член межрегионального объединенного рабочего профсоюза «Защита» Евгений Кибирев у нас работал и работает — если нет к нему замечаний, то нет у него и дисциплинарных взысканий.

Попал под сокращение Максим Околелов, по заверениям Статьева, мы его уволили, но Околелов до сих пор работает на заводе. Иван Статьев сам обозначил свои действия как конфликт профсоюзной организации, в которую входят несколько человек, с администрацией завода. Он выступает якобы в защиту работников, но, похоже, действует исключительно в личных интересах, и поддержки в коллективе не находит.

Все началось после того, как Иван Статьев был уволен за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей — это никак не связано с его общественной деятельностью. Он обратился в суд, первая инстанция восстановила его на работе, но апелляционная признала, что увольнение законно, и все последующие инстанции такое решение подтвердили. На мой взгляд, на этом должна была быть поставлена точка, но Статьев подал целый ряд исков против завода. И даже против своих бывших коллег. Потребовал материальную компенсацию за причиненный ему моральный вред, за разглашение его персональных данных, в защиту чести, достоинства и деловой репутации, за задержку выдачи трудовой книжки — в общем, по всем возможным поводам. Все дела в первой - второй инстанциях он проиграл, но с тех пор, как уволился с завода, непрерывно пишет жалобы: в правоохранительные органы, прокуратуру, трудовую инспекцию. Писал даже президенту РФ, в ФСБ, полпреду президента в УрФО Игорю Холманских. Прошедшие по его жалобам проверки никаких нарушений не выявили.

Может быть, сложившаяся ситуация — результат недостаточной открытости руководства предприятия?

ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО: Не думаю. Администрация регулярно встречается и общается с рабочими, в том числе в цехах. Люди задают вопросы, касающиеся организации и охраны труда, быта, и все они оперативно решаются. Кроме того, есть специальные ящики для письменных обращений, работает «горячая линия», которая позволяет выйти на руководство предприятия по любым вопросам, как производственным, так и социальным. Директор по персоналу или директор по общим вопросам принимают сотрудников практически в любое время.

Социальная поддержка работников является одним из приоритетных для нас направлений. Будучи развивающимся, социально ответственным предприятием, мы дорожим своей репутацией, ставим целью не извлечение сиюминутной выгоды, а эффективную работу на перспективу.

Геннадий Лисовиченко: Логично, что стратегически важный для экономики Тюменской области проект получил поддержку и региональных, и российских властей.

Наряду с вводом собственно нефтеперерабатывающих установок завод активно развивает и инфраструктуру. С какой целью?

ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО: Спрос на нашу продукцию уже сейчас большой — все заказы расписаны на полгода вперед. В перспективе же предприятие будет полностью удовлетворять потребности Тюменской области, Югры и ЯНАО в светлых нефтепродуктах. Объемы производства растут, а значит, опережающими темпами должна развиваться логистика. Завод расположен вблизи железной и автомобильной дорог, и это наше конкурентное преимущество. В октябре 2010 года НПЗ приобрел железнодорожные пути станции Антипино. Для улучшения отгрузки продукции создан участок готовой продукции. Это отдельно стоящий объект, связанный с основной площадкой технологическими трубопроводами общей протяженностью около 2,9 километра. Здесь размещены две двусторонние эстакады, позволяющие одновременно производить налив 71 железнодорожной цистерны. Кроме того, у нас имеются две эстакады налива в автомобильные цистерны, где есть возможность отпускать топливо в небольшие бензовозы, по 5—30 тонн.

Для бесперебойной поставки сырья завод подключен к магистральным нефтепроводам АК «Транснефть» мощностью шесть миллионов тонн в год (с учетом ввода третьей очереди предприятия), имеет приемо-сдаточный пункт с узлом учета нефти. А надежность работы всех подразделений обеспечивает единая автоматизированная система управления.

Компания стремится быть не просто крупнейшим в регионе производителем нефтепродуктов, но и наиболее передовым с точки зрения технологий, соблюдения стандартов промышленной и экологической безопасности, социальной политики. Чтобы развитие предприятия было на пользу всему региону.

вернуться в список