1. От мазута к Евро-5: В нефтегазовом регионе впервые вышли на производство качественного топлива

От мазута к Евро-5: В нефтегазовом регионе впервые вышли на производство качественного топлива

24.12.2015

Свыше 2,7 миллиарда долларов - столько вложено за 11 лет в строительство и последовательную модернизацию нефтеперерабатывающего производства в Тюменской области. Наконец здесь стали выпускать дизельное топливо стандарта "Евро-5", а вот до высокооктанового бензина пока не дошли. Неудивительно: создание современного НПЗ - один из самых финансово емких промышленных проектов.

Завод стартовал с примитивной выгонки мазута на технологически примитивном же, хотя и импортном, оборудовании: его бывшие хозяева запустить не сумели, оно долго лежало мертвым грузом, пока не нашелся покупатель. Он задумал начать с малых объемов переработки, поскольку финансовые ресурсы не позволяли раскрутить проект быстро. Годовой оборот исчислялся сотнями тысяч тонн, ныне же он и по российским меркам солидный - дорос до 9 миллионов тонн сырой нефти. Для сравнения: из месторождений на юге области в 2015-м всего добыто 12 миллионов.

Тем не менее полная победа пока не достигнута. Мазут все еще гонят. От него планируют избавиться в следующем году с запуском комплекса глубокой переработки. По утверждениям технологов, с нынешних незавидных 52 процентов глубина переработки дойдет до идеальных 97-ми. Рывок, одним словом. В РФ средняя планка на НПЗ (их в стране насчитывается 34) составляет 72 процента, тогда как в США превышает 90.

Половину продукции тюменского завода составит дизельное топливо, часть которого, кстати, идет на экспорт. Начнут получать кокс, необходимый, как известно, в металлургии. И, пожалуй, самая важная новость: следующей зимой здесь намерены приступить к производству двух марок популярного бензина стандарта "Евро-5". Впервые за полувековую историю западносибирской нефтегазовой провинции на ее территории будет получено высококачественное моторное топливо. Да и для всего Уральского округа - тоже впервые. Однако фейерверки запускать рано: высокооктановый бензин пока в бизнес-планах. Для его производства еще и оборудование не смонтировано, оно поступит, как ожидается, через полтора-два месяца.

Региону господдержка нового производства обошлась недобором налоговых поступлений на сотни миллионов рублей. Но и выигрыш очевиден: помимо стабильных фискальных сборов это свыше тысячи новых рабочих мест. О значении диверсификации региональной экономики говорить излишне.

вернуться в список