Как сбываются мечты

16.02.2013

Антипинский нефтеперерабатывающий завод - единственное в УрФО предприятие по нефтепереработке. Уникален он еще и тем, что постоянно находится в процессе реконструкции, нового строительства, и уже сегодня является одним из самых современных и высокотехнологичных частных НПЗ в отрасли.

Назревший вопрос

В 2004 году Сергей Собянин, будучи губернатором Тюменской области, поддержал проект строительства местного НПЗ, в первую очередь потому, что новый завод - это дополнительные рабочие места и наполнение бюджета. Но не только.

Дело в том, что Тюменская область - признанная во всем мире кладовая российской нефти и газа - всегда испытывала дефицит топлива. И в последние годы около 1,2 мгш. тонн светлых нефтепродуктов приходилось завозить из других регионов, в частности с Омского НПЗ (550 км от Тюмени), Уфимского НПЗ (800 км) из Пермьнефтеоргсинтеза (600 км). А это, при бурном развитии промышленности, прежде всего - добывающей, росте автомобилизации населения, накладывает существенную нагрузку на транспортную инфраструктуру области, да и на ценах местной продукции сказывается не самым лучшим образом. Поэтому появление в области «собственного» НПЗ было, можно сказать, давней мечтой многих поколений тюменских руководителей.

Но исполнение заветной мечты всегда упиралось в один вопрос - где взять деньги? Строительство завода с максимально возможной глубиной переработки нефти при выпуске полного ассортимента моторных топлив высокого качества требует значительных капитальных вложений. Поэтому во всем мире принято строить нефтеперерабатывающие заводы технологическими очередями. Каждая из таких технологических очередей подразумевает организацию некоего законченного производственного цикла переработки нефти и отгрузку потребителям определенного набора нефтепродуктов заданного уровня качества. По такому пути пошли и инициаторы строительства Антипинского НПЗ, предложившие вместе с тем и поэтапную схему банковского финансирования строительства.

Стремительный старт

На сегодняшний день Антипинский НПЗ, расположенный на юго-востоке города Тюмени, вблизи поселка Антипино, относится к числу средних нефтеперерабатывающих заводов. Но к 2016 году он войдет в число пятнадцати крупнейших в стране.

Такая перспектива заложена уже на стадии проектирования предприятия, которое, надо сказать, было проведено в кратчайшие сроки. Уже в сентябре 2006 года было получено разрешение администрации города Тюмени на ввод в эксплуатацию I технологической очереди завода проектной мощностью 400 тысяч тонн в год перерабатываемой нефти. В результате технического перевооружения в сентябре 2008 года фактическая мощность I очереди составила уже 740 тысяч тонн в год.

В апреле 2010 года получено разрешение администрации города Тюмени на ввод в эксплуатацию II очереди проектной мощностью 2,75 млн. тонн в год. И уже в 2012 году после очередного технического перевооружения II очереди без замены оборудования удалось увеличить мощность установки ЭЛОУ-АТ-2 на 25% с доведением мощности переработки нефти до 3,5 млн. тонн в год. Общая мощность завода на сегодняшний день составляет 4,2 млн. тонн в год.

Завод подключен к магистральным нефтепроводам АК «Транснефть» общей мощностью 6 млн. тонн в год. При этом производит он пока небольшую линейку нефтепродуктов - бензин газовый стабильный, топочный мазут М-40 и несколько видов топлив - дизельное, технологическое экспортное, маловязкое судовое, моторное малосернистое. Но после завершения строительства всех этапов III технологической очереди ассортимент продукции существенно расширится.

Сам факт, что завод стабильно выдает продукцию, пользующуюся спросом на рынке, резко по¬вышает его привлекательность - как среди отечественных, так и иностранных инвесторов. И это уже дало ощутимый результат: в марте 2012 года было подписано мультивалютное кредитное соглашение на общую сумму 750 млн. долларов. Участниками этого соглашения являются ОАО «Газпромбанк», Raiffeisen Bank International AG и ЗАО «Райффайзенбанк» совместно с Glencore International AG, Vitol S.A., ЗАО «Глобэксбанк» и WestLB AG (Лондон). Полученные денежные средства в настоящий момент используются для строительства III технологической очереди завода. Строительство осуществляется в несколько этапов.

Параллельно со строительством производственных мощностей мы думаем и о развитии системы сбыта продукции, - говорит Геннадий Лисовиченко. - На сегодняшний день, по предложению губернатора Тюменской области Владимира Якушева, нами рассматривается проект строительства битумного завода. Планируем расширять собственную сеть АЗС, совместно с Транснефтью решили протянуть продуктопровод для снабжения предприятий страны. Одним словом, мы уверены, что при нынешней поддержке органов исполнительной власти все свои планы Антипинский НПЗ сумеет реализовать. Пользуясь случаем, хочу поздравить Владимира Владимировича Якушева с 45-летием, пожелать ему крепкого сибирского здоровья, исполнения всех его планов на благо жителей Тюменской области. А мы со своей стороны будем ему в этом только помогать.

Близкая перспектива

На 1-м этапе развития III технологической очереди будет введена в эксплуатацию установка ЭЛОУ-АТ-3 мощностью 3,7 млн. тонн в год, в результате чего мощность завода увеличится до более чем 7,5 млн. тонн в год по переработке сырой нефти.

Совместно с установкой будет введен ряд объектов общезаводского хозяйства: резервуарный парк товарного дизельного топлива объемом 80 тысяч тонн, резервуарный парк сырой нефти объемом 60 тысяч тонн, современные очистные сооружения. Срок реализации - 4 квартал 2013 года.

На 2-м этапе III технологической очереди, для доведения качества дизельного топлива до требований Евро-5 (с содержанием серы не более 10 ppm), обеспечения необходимой температуры застывания, с возможностью выпуска зимнего и арктического дизельного топлива, будет построена установка гидроочистки дизельного топлива (лицензиар процесса и разработчик базового проекта - датская компания Haldor Topsoe). Для обеспечения работы установки гидроочистки будут построены установки по производству водорода с блоком аминовой очистки газов и производству элементарной серы с блоком грануляции. Срок реализации - 4 квартал 2014 года.

На 3-м этапе III технологической очереди будет достигнуто увеличение глубины переработки нефти до 94 %, путем ввода в эксплуатацию в 4 квартале 2015 года комбинированной установки замедленного коксования гудрона с блоком вакуумной перегонки мазута. Выход дизельного топлива в результате увеличится до 50% от общего объема переработки. Лицензиаром процесса и разработчиком базового проекта является американская компания Foster Wheeler. Кокс, полученный в результате коксования гудрона и являющийся конечным продуктом, чрезвычайно востребован в металлургии.

На 2016 год (1 и 2 кварталы) запланирован переход на выпуск высокооктановых бензинов стандарта «Евро-5» с октановым числом не ниже 95 пунктов по исследовательскому методу, за счет ввода в эксплуатацию установки риформинга бензина с непрерывной регенерацией катализатора и блоком изомеризации. Лицензиаром процессов выступает компания UOP.

В 2016-2018 годах планируется строительство и ввод в эксплуатацию установки гидрокрекинга вакуумного газойля, сырьем для которой будет собственный вакуумный газойль с установки замедленного коксования и вакуумного блока. В результате вырабатываемый объем дизельного топлива достигнет 62,5%. Дополнительно будет построена вторая установка производства водорода и объекты общезаводского хозяйства.

По словам члена совета директоров, генерального директора ЗАО «Антипинский НПЗ» Геннадия Лисовиченко, развитие предприятия неминуемо приведет к тому, что к началу 2016 года завод полностью закроет потребности Тюменской области во всех видах нефтепродуктов. Это важно и с точки зрения стоимости топлива, и - его качества. Ведь не секрет, что в округе расплодилось множество мини-НПЗ, стремящихся «погреть руки» на дефиците. Выпускают они, как правило, некондиционное топливо, применение которого способно вывести из строя самую мощную технику. Вот почему все более актуальным становится продолжение строительства современного НПЗ с новыми технологиями, позволяющими поставлять на рынок высококачественные нефтепродукты в необходимом количестве.

вернуться в список