Эволюция качества

04.04.2013

Как она происходит на Антипинском НПЗ

В июле 2011 нефтяные компании, ФАС, Ростехнадзор и Росстандарт подписали соглашение, согласно которому производители топлива взяли на себя обязательства до 2015 года перейти на производство более качественных видов нефтепродуктов, а к 2016 г. все НПЗ в стране должны выпускать нефтепродукты класса «Евро-5». В связи с этим, а также в вязи с необходимостью оставаться конкурентоспособными на динамичном рынке, нефтеперерабатывающие заводы проводят активную модернизацию и вводят новые мощности. Как проходит обновление технологического фонда?

Экскурс к генезису

В июле 2004 г. на территории одного из крупнейших нефтегазовых субъектов Российской Федерации - Тюменской области, где сосредоточена основная часть российских запасов нефти и природного газа был основан Антипинский НПЗ. Уже в конце 2006 г. была введена в эксплуатацию технологическая очередь проектной мощностью 400 тыс. тонн в год. С этого времени начинается постоянная модернизация основных фондов предприятия. В результате технического перевооружения к 2008 г. фактическая мощность линии составила 740 тыс. тонн в год. В мае 2010 г. была запущена II технологическая очередь завода мощностью 2,75 млн. тонн в год, что увеличило общую мощность завода до 3,5 млн. тонн в год. В процессе модернизации II очереди в конце 2012 года ее мощность доведена до 3,3 млн. тонн в год. Таким образом, суммарная мощность завода (ЭЛОУ-АТ-1+ ЭЛОУ-АТ-2) с ноября 2012 года составляет 4,2 млн. тонн в год.

Для отгрузки светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) железнодорожным транспортом ЗАО «Антипинский НПЗ» приобрело и отремонтировало ж/д станцию Антипино, вблизи которой был построен участок готовой продукции (УГП). С основной площадкой завода УГП связан технологическими трубопроводами, общей протяженностью около 2,9 км.

На территории, занимающей площадь в 15 Га размещен промежуточный резервуарный парк, объемом в 20 тыс. м3, и две двусторонние наливные эстакады, позволяющие одновременно производить налив 71 железнодорожной цистерны (что составляет ставку РЖД).

Благодаря вводу в эксплуатацию УГП суммарная мощность завода по наливу нефтепродуктов увеличилась до 8 млн. тонн в год. Кроме того, участок разгрузил действующие эстакады налива и слива на основной площадке завода. Освободившиеся резервуары основной площадки завода будут использованы в качестве промежуточных, что в перспективе позволит увеличить надежность работы технологических объектов, а также овысить производительность предприятия по переработке нефти, в частности, поставляемой железнодорожным транспортом. В целом, на сегодняшний день, объем резервуарных парков завода оставляет более 315 тысяч тонн.

Следующая ступень

Строительство III технологической очереди происходит в несколько этапов. Планируется, что на первом этапе строительства, срок реализации которого намечен на 4 квартал 2013 г., будет введена в эксплуатацию установка ЭЛОУ- АТ-3 мощностью 3,7 млн. тонн в год. В результате мощность завода по переработке сырой нефти увеличится до более чем 7,5 млн. тонн в год. Совместно с установкой будет введён ряд объектов общезаводского хозяйства: резервуарный парк товарного дизельного объёмом 80 тыс тонн, резервуарный парк сырой нефти объёмом 60 тыс. тонн, современные очистные сооружения.

Задача второго этапа - доведение качества дизельного топлива до требований Евро-5 (с содержанием серы не более 10 ppm) и обеспечение необходимой температуры застывания. Это даст возможность выпускать зимнее и арктическое дизельное топливо. Для достижения этих параметров будет построена установка гидроочистки дизельного топлива по технологии Haldor Topsoe.

Для обеспечения работы установки гидроочистки будут построены установки по производству водорода и элементарной серы с блоком грануляции. Срок реализации - 4 квартал 2014 г.

На третьем этапе строительства планируется достигнуть увеличения глубины переработки нефти до 94%, путём ввода в эксплуатацию в 4 квартале 2015 года комбинированной установки замедленного коксования гудрона с блоком вакуумной перегонки мазута. Лицензиаром процесса и разработчиком базового проекта является американская компания Foster Wheeler. Выход дизельного топлива в результате увеличится до 50% от общего объема переработки.

В 2016 г. Антипинский НПЗ перейдет на выпуск высокооктановых бензинов стандарта «Евро-5» с октановым числом не ниже 95 пунктов по исследовательскому методу. Это станет возможным благодаря вводу в эксплуатацию установки риформинга бензина с непрерывной регенерацией катализатора и блоком изомеризации.

В 2017-2018 годах планируется строительство установки гидрокрекинга вакуумного газойля, сырьём для которой будет являться собственный вакуумный газойль с установки замедленного коксования и вакуумного блока. Дополнительно будетпостроена вторая установка производства водорода и объекты общезаводского хозяйства. Объем инвестиций в проект с 2010 г. до 2015 г. запланирован на уровне 2 млрд долл. Одним из шагов на пути реализации запланированной стратегии развития предприятия является подписание в марте 2012 г. мультивалютного кредитного соглашения о предоставлении ЗАО «Антипинский НПЗ» срочной и возобновляемой кредитных линий на общую сумму до 750 млн долл. Это мультивалютное соглашение было подписано ОАО «Газпромбанк», Raiffeisen Bank International AG и ЗАО «Райффайзенбанк» совместно с Glencore International AG, Vitol S.А., ЗАО «Глобэксбанк» и WestLB AG (Лондон). Кредит со сроком погашения в марте 2017 года состоит из 3-х траншей в долларах США и в российских рублях с обеспечением в виде элементов предэкспортного и проектного финансирования.

Естественный отбор

Уникальность Антипинского НПЗ в том, что это частный, а не государственный проект, мощность которого достигнет 7,5 млн тонн в год (2013 г.), качестве нефтепродуктов будет соответствовать стандарту Евро-5 (2014 г.), а глубина переработки увеличится до 94% (2015 г.) Порядка 345 тыс. тонн были добыты и переработаны с месторождения Тарховское, принадлежащего компании- партнеру.

Сегодня Антипинский нефтеперерабатывающий завод - это единственный промышленный НПЗ в Уральском федеральном округе. Завод выгодно расположен, находясь вблизи развитой логистической сети: ж/д инфраструктура, автоинфраструктура. Кроме того, АНПЗ подключен к магистральным нефтепроводом Транснефти общей мощностью 6 млн тонн в год, с учетом развития предприятия, включая третью очередь. Конкурентным преимуществомзавода можно также считать и хороший спрос на нефтепродукты, которым отличается Тюменский регион. Более того, АНПЗ имеет возможность отпускать предприятиям топливо прямо с завода путем автоналива, небольшими бензовозами 5-30 тонн. Таким образом, достигается экономия за счет способа отгрузки продукции небольшими объемами.

Экология вопроса

В последнее время на фоне растущих объемов добычи и переработки нефти вопросы охраны окружающей среды и промышленной безопасности являются одними из наиболее приоритетных как для государственных структур, так и для нефтеперерабатывающих компаний. Прослеживается острая необходимость внедрения на современных НПЗ именно комплексных мероприятий,которые направлены на минимизацию вредного воздействия промышленной эксплуатации нефтеперерабатывающих объектов на экологию. В связи с этим, при строительстве Антипинского НПЗ особое внимание уделено применению высоких экологических стандартов.

Экологический отдел заводской аккредитованной химико¬аналитической лаборатории ведет постоянный контроль состояния окружающей среды, наземных и сточных вод. Для снижения нагрузки на окружающую среду при проектировании завода заложен ряд технологических решений, позволяющих до минимума сократить водопотребление, а значит и сброс стоков, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и исключить попадание нефти и нефтепродуктов в почву и подземные воды.

Кроме того, в рамках строительства третьей очереди возводятся очистные сооружения, которые обеспечат очистку производственно-ливневых и хозяйственно-бытовых сточных вод до требуемого уровня, позволяющего использовать очищенные сточные воды повторно или сбрасывать их в водоем рыбохозяйственного назначения.

Общая площадь, на которой они расположены, равна 10,73 Га. Очистной комплекс состоит из трех основных блоков: блок физико-химической очистки стоков (импеллерная флотация компании Separation Specialists), блок биологической очистки стоков (мембранный биореактор компании GE Water and Process Technologies), блок доочистки стоков (процесс двухступенчатой фильтрации на сорбционных угольных фильтрах ФСУ, далее ультрафиолетовое обеззараживание стоков до норм СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»).

Социальное звено

Одним из важных направлений социальной политики Антипинского НПЗ является благотворительность.

За время своего существования предприятие выработало ключевые направления оказания благотворительной помощи: поддержка оказывается не через благотворительные организации и фонды, а непосредственно детским домам, интернатам, клубам, учреждениям культуры, тюменской областной организации всероссийского общества инвалидов. Подтверждением служат сложившиеся дружеские отношения с МОУ «Детский дом №66» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не обходит предприятие своим вниманием и спортивное направление, дотируя один из тюменских юношеских клубов дзюдо.

Социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на обеспечение социальной защиты работников, создание здоровых и безопасных условий труда. Руководство предприятия заботится не только о предоставлении качественного медицинского обслуживания, поддержке работников через систему оказания различных видов материальной помощи и компенсаций, но и, что особенно важно, стремится улучшить их жилищные условия. Сегодня для специалистов предприятия строится дом на 152 квартиры, который будет сдан уже в этом году.

Взгляд в перспективу

В обозримом будущем Антипинский НПЗ может стать единственным частным предприятием с мощностью переработки 7,5 млн тонн в год, качеством нефтепродуктов, соответствующим стандарту Евро-5 и глубиной переработки до 94%.

Тюменская область, на территории которой расположен Антипинский НПЗ, сосредоточила в своих границах 72% российских запасов нефти и 91% природного газа. Но, до сих пор, ее потребности в светлых нефтепродуктах покрываются за счет ввоза из соседних областей. Сегодня эксперты все чаще говорят о надвигающемся топливном кризисе. К 2015 году дефицит бензина на российском рынке может вырасти в 70 раз. Одному заводу в рамках страны такую проблему, конечно, не решить, но улучшить топливную ситуацию в регионе - вполне под силу.

вернуться в список