Человек, который построил завод

26.10.2012

«НА ПАРУ ЛЕТ В ТЮМЕНЬ, ПОКА НЕ ЗАПУСТИМ АНТИПИНСКИЙ НПЗ» - ТАК ДУМАЛ ГЕННАДИЙ ЛИСОВИЧЕНКО В 2004 ГОДУ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В СИБИРСКУЮ КОМАНДИРОВКУ. ПРОШЛО ВОСЕМЬ ЛЕТ, И ОН ПРИЗНАЕТ, ЧТО ОСТАЛСЯ ЗДЕСЬ НАДОЛГО. СКОРЕЕ, УЖЕ НАВСЕГДА

НАЧАЛО

Мало кто знает, но изначально идея строительства нефтеперерабатывающего завода под Тюменью принадлежала компании «Транснефть». Руководство этого концерна решило построить рядом со столицей главного нефтедобывающего региона страны перерабатывающее предприятие и производить бензин. Заказали в США небольшой завод, оборудование поступило в Россию и уже лежало на складах - оставалось лишь внести таможенные платежи.

В дело вмешался случай. Или судьба? После очередной смены руководства «Транснефть» возглавил Семён Вайншток, который получил от президента однозначное указание: сосредоточиться на строительстве трубопроводов, в первую очередь стратегически важного Восточная Сибирь - Тихий океан. Все остальные проекты, включая Антипинский НПЗ, были заморожены. Таможенные платежи не поступили, оборудование было арестовано и выставлено на торги.

«Я узнал об этом, загорелся идеей и подумал, что это может стать основой для большого проекта», -вспоминает Геннадий Лисовиченко. В то время он уже был достаточно близко знаком с Дмитрием Мазуровым, нынешним председателем совета директоров завода и совладельцем New Stream. К тому же совпали и сферы профессиональных интересов. Так, Лисовиченко, занимающийся на данный момент оперативным управлением и развитием предприятия, обеспечением выполнения бизнес-планов компании, имел большой опыт в области переработки нефти. А Мазуров, химик по образованию, в настоящее время решает вопросы внешней и внутренней политики бизнеса, инвестиционного обеспечения и определяет стратегические приоритеты компании.

Началась история одного из крупнейших инвестиционных проектов в Тюменском регионе. История с продолжением.

СОБЯНИН НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

У проекта Антипинского НПЗ было немало противников. Долгое время решение целого ряда вопросов тормозилось, несмотря на, казалось бы, явную перспективность и выгодность нового предприятия для региона.

СОБЯНИН ВИДЕЛ, ЧТО АНТИПИНСКИЙ НПЗ - РЕАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, КОТОРОЕ ДАСТ РЕГИОНУ РАБОЧИЕ МЕСТА И НАЛОГИ

Уже приобрели площадку под строительство, выкупили оборудование, начали поиск инвесторов. Отступление стоило бы слишком дорого.

А потом в дело вмешался Сергей Собянин. Осенью 2005 года энергичный и рациональный губернатор Тюменской области приехал на место строительства, чтобы лично во всем разобраться и определить необходимость этого проекта для региона. «Ему все говорили, что на соседнем участке построят другой завод, более крупный, - отмечает Геннадий Лисовиченко. - Но вот он приехал на место и видит реальную картину. У нас уже эстакады смонтированы, установка стоит. А рядом как было чистое поле, так и осталось».

Для опытного администратора все стало ясно. Ключевые замы, сопровождавшие Собянина, немедленно получили четкие указания, суть которых была предельно проста: в кратчайшие сроки решить все вопросы.

ДОВЕРИЕ И РАСЧЕТ

Понятно, что даже поддержка высшего должностного лица региона не означала автоматическое исключение всех проблем. Однако теперь у Лисовиченко и Мазурова появился мощный союзник, и они умело воспользовались этим.

Наглядным примером может служить история с «Транснефтью», которая упорно не давала разрешения на подключение. Только после вмешательства Собянина технические условия на подключение были получены.

Причины столь трепетного отношения к проекту очевидны, и Лисовиченко говорит, что прекрасно понимает губернатора. «Он видел, что это реальное производство, которое даст региону рабочие места и налоги. И действительно, мы уже сейчас стали одним из крупнейших налогоплательщиков региона. А что будет дальше - трудно себе даже представить».

К счастью, переезд Сергея Семёновича в столицу не привел к утрате сложившихся отношений с местными властями. Геннадий Лисовиченко уверяет, что нынешний губернатор Тюменской области Владимир Якушев следует той же политике и всегда поддерживает ключевое предприятие региона. Во всяком случае, встречи назначаются оперативно и срочные документы на губернаторском столе не пылятся. «Он бывший банкир и прекрасно понимает, что такое деньги, - констатирует Лисовиченко. - Поэтому поддерживает те предприятия, которые эти деньги приносят».

ДОМ, НОВЫЙ ДОМ

Приехав в город в октябре 2004-го, вчерашний москвич Геннадий Лисовиченко поначалу поселился в гостинице. Впрочем, москвичом Лисовиченко можно назвать с большой долей условности, ведь карьера его начиналась именно в этих краях, на Тюменском Севере.

В «эпоху Муравленко» Геннадий Лисовиченко прошел путь от следователя до заместителя прокурора в Нижневартовске. Расширяя свою трудовую географию, Лисовиченко работал в органах прокураторы в Сургуте. Затем был Хабаровский край и, наконец, Москва. В столице Геннадий Алексеевич приобрел бесценный опыт, заняв должность помощника Генерального прокурора РФ. Но в любом случае Сибирь он знал не понаслышке.

Поначалу планы его были просты и понятны: построить завод, запустить первую очередь, вырастить преемника и спокойно вернуться в столицу. Однако найти человека, которому можно доверить проект стоимостью в сотни миллионов долларов, не так просто. В рамках только первого транша было выделено 80 млн долларов. И отвечать за результат должен был он, Лисовиченко.

Осознав, что «гостевой» период затягивается, он переезжает на съемную квартиру в центре города. И тут наступает время второй очереди строительства. А это уже не просто большие деньги - на кону были 300 млн долларов. «Ну кому Дмитрий Мазуров мог отдать в управление такой проект? Потом ни денег не будет, ни завода», - поясняет Лисовиченко.

Других вариантов уже не оставалось. По возвращении Лисовиченко выписался из Москвы, обосновался в Тюмени, приобрел квартиру и участок под строительство на берегу реки. Тюмень стала для него домом.

ТОЧКА РОСТА

Зачем Тюменской области нефтеперерабатывающий завод? Вопрос далеко не праздный. Флагманом местной нефтехимии всегда оставался Тобольский НХК, в то время как нефть традиционно отправлялась для переработки на предприятия иных регионов - в Уфу, Омск и другие города. В результате если Россию часто называют поставщиком сырья для мировой промышленности, то нашему региону была уготована участь еще более скромная - служить сырьевым придатком сырьевой экономики. И получать при этом невысокие проценты от стоимости конечного продукта - в данном случае бензина, мазута и дизельного топлива.

«Нужно развивать промышленность, вкладывать в перерабатывающие отрасли, где создается добавочная стоимость», - говорит Лисовиченко. И не только говорит, но и делает. Ввод первой очереди НПЗ позволил перерабатывать 500 тысяч тонн нефтепродуктов в год. После запуска второй очереди эта цифра увеличилась на 2,5 млн тонн. К концу 2013 года на завод будет ежегодно поступать (только по трубе) 6 млн тонн нефти - соответствующий договор уже подписан с «Сибнефтепроводом».

Впервые Тюменская область стала поставлять на мировой рынок (две трети продукции идут на экспорт) не сырую нефть, а технический бензин, дизельное топливо, мазут, в том числе высококачественный мазут для бункировки (заправки) судов. При этом местные сельхозпроизводители традиционно получают скидки в рамках соглашений, ежегодно заключаемых с правительством области.

И это только начало. Сейчас полным ходом идет строительство 3-й очереди, запуск которой позволит выйти на уровень стандарта Евро-5. Результатом этого станет переход Тюменской области на собственный бензин. Работы по строительству ведет известная компания из Хорватии "Веллесстрой", на счету которой десятки крупных строительных объектов. Качество и темпы деятельности - на европейском уровне. На месте заброшенных баз на берегу Туры уже вырос отличный участок готовой продукции. Под землей проложены трубы, по которым перекачивается бензин. Эшелон из 60 вагонов наполняется в течение двух-трех часов и отправляется на следующую станцию, которая также принадлежит заводу. Там эшелон формируется окончательно. И так по два раза в сутки.

«Этот участок стоил нам 1,5 млрд рублей, - говорит Лисовиченко. - Очистные сооружения, которые там строятся, будут стоить еще 1,6 млрд рублей. Это позволит полностью отказаться от сброса в городскую очистную сеть. Очень серьезное строительство». И это еще мелочи: общий объем инвестиций в период 2010-2015 годов будет составлять более 2 млрд долларов. На апрель 2012 года задействовано 700 млн долларов, из которых 200 млн - оборотный капитал, 300 млн - деньги акционеров, а 200 млн - кредиты. Глубина переработки нефти в итоге вырастет до 94%, а объемы - до 7,5 млн тонн в год.

«НУ КОМУ ДМИТРИЙ МАЗУРОВ МОГ ОТДАТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ТАКОЙ ПРОЕКТ? ПОТОМ НИ ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ, НИ ЗАВОДА»

Строительства объектов такого масштаба, как Антипинский НПЗ, тем более находящихся в частной собственности, отечественная нефтепереработка раньше не знала. При этом, в отличие от многих крупных проектов последних лет, завод строится без привлечения государственных инвестиций. Даже кредиты поступают исключительно от коммерческих банков. Первая и вторая очереди строились за счет кредитов от Райффайзенбанка. Третью очередь кредитуют главным образом российские банки - ОАО «Газпромбанк» и ЗАО «Глобэксбанк», подписавшие совместно с Raiffeisen Bank International AG, ЗАО «Райффайзенбанк», а также Glencore International AG, Vitol S А и WestLB AG (Лондон) мультивалютное кредитное соглашение о предоставлении срочной и возобновляемой кредитной линии на общую сумму до 750 млн долларов. Запуск новых мощностей намечен на конец 2015 года.

И этот срок вряд ли претерпит изменения - с 2015 года ожидается введение стопроцентной экспортной пошлины на мазут, поэтому НПЗ с низкой глубиной переработки окажутся на грани рентабельности, если не в минусе.

Но это все детали. Завод работает, строится, живет. Когда Геннадий Лисовиченко рассказывает о заводе, видно, что для него это нечто большее, чем просто проект, состоящий из железа и финансов.

вернуться в список