Water Treatment Facilities

Antipinsky Refinery is one of the major water consumers in Tyumen. Therefore, the Refinery is committed to continuous improvement of its manufacturing technology, implementing wastewater treatment methods, monitoring water consumption and water disposal volumes, and the quality of wastewater discharged. Among the projects aimed at minimizing environmental risks are the Refinery’s existing treatment facilities. They enable the company to improve the treatment quality of its industrial wastewater.

1. Water Intake and Water Treatment Facilities

To satisfy the need of the oil refinery in process and treated water, the water intake and water treatment facilities have been constructed. Learn more

The refinery’s water intake facilities are located on the right bank of the Tura River.

The facilities ensure the supply of industrial and softened water to the Refinery. Industrial water passes through three stages of treatment (the filtering run-of-river water receiver, the settler combined with a coagulator and clarifying filters). The water intake flow rate is 300 m³/h, softened water capacity is 120 m³/h.

The facilities comprise:

  • filtering run-of-river water receiver;
  • first stage pumping station;
  • settler combined with a coagulator;
  • filter unit building;
  • clear water tanks;
  • pumping station unit;
  • chemically treated water tanks;
  • chemically treated water pumping station.

Water intake facilities are unique in that they supply consistent quality water (virtually free of suspended substances, iron and manganese ions) whatever the water quality in the Tura River may be. The following cutting edge solutions were used in water-intake facilities design and construction: the underflow intake facility without aboveground structures equipped with sinking axial and angular pumps, the use of diving operations without dewatering of trenches and pits during the construction.

   

2. Water Treatment Facilities

At the beggining of 2014, JSC Antipinsky Refinery commissioned five-step water treatment and water conditioning facilities taking up 10.7 ha which are unique for Tyumen enterprises.

The treatment facilities capacity provides for intake and purification of all operation and storm wastewater produced by the enterprise units, as well as domestic wastewater intake.

At the treatment facilities, wastewaters undergo the complete cycle of treatment before they are discharged into the Tuva River: preliminary treatment (grit-removal plants with coagulators), physical-and-chemical treatment (separators, flotation installations), biological treatment with the membrane bioreactors, advanced treatment (sorbtion filters and UV disinfection). The forming bottom deposits, mud, excess biological solids and trapped petroleum products are treated in the dehydration facility using the three-phase centrifuge firm, Andritz Separation AG.

   

Water Treatment Facilities consist of («Simplified diagram of water intake and treatment facilities»):

1. Preliminary Treatment Facility. Learn more

Wastewater undergoes preliminary treatment by sand collectors with settlers. The preliminary treatment unit is intended for protecting the main facilities from waste, volley and emergency pollutant discharges, for regulating irregular primary wastewater intake. The unit peak capacity does not exceed 2670 m³/h.

2. Physical and Chemical Treatment Facility.  Learn more

The unit consists of the separation sub-unit and floatation sub-unit.

The separation facility consists of two separators. The separators operating principal makes it possible to simultaneously separate suspensions and petroleum products from wastewater. Due to tangential water supply, oil products accumulate in the center at the top of the separator and suspended substances peripherally at the bottom of the separator. Separated petroleum products and suspended substances are pumped for further dehydration to the residue and petroleum product dehydration facility.

The impeller floatation facility consists of two Separation Specialists units. The separation principle used is a follows: air bubbles stick to poorly watered particles (petroleum products and suspended substances) and take them up to the surface. The slime collector rotated by an electric motor moves the floatation slime into the so-called slime pocket, wherefrom the slime is goes to the slime pump transporting slime to further disposal. The unit capacity is 400 m³/h.

3. Biological Treatment Facility. Learn more

The biological treatment facility is intended for wastewater treatment using unique technologies of GE Water & Process Technologies. The technology uses membrane bioreactors making it possible to intensify the processes the manyfold, exclude secondary sludge basins from the process chart, remove suspended substances by 100%, biological oxygen demand by 99% and reduce the space occupied by 4 times compared to traditional sludge basins.

Up to 60% of wastewaters go back to the production facilities to replenish water circulation systems yielding a significant environmental and economic effect with respect to reducing the consumption of natural resources, namely, water from the Tura River to meet the needs of Antipinsky Refinery by at least 1.7 million m³/year. The remaining water is put through advanced treatment and discharged into the Tura River. Excessive sludge goes to the residue and excessive sludge collection and dehydration unit. The unit capacity is 400 m³/h.

4. Advanced Treatment and Decontamination Facility. Learn more

The purified water which is not used for the replenishment of water circulation systems goes to the advanced wastewater treatment and decontamination facility.

Treated wastewater passed through the carbon sorption and UV decontamination units meets all the requirements imposed on wastewater discharged into fishery waters. After the advanced treatment, purified wastewater is discharged into the Tura River.The facility capacity is up to 400 m³/h.

5. Trapped Petroleum Products, Residue and Surplus Activated Sludge Dehydration Facility. Learn more

The unit receives trapped watered petroleum products from the preliminary treatment facility and the separation unit, foam from the floatation unit, surplus activated sludge from the biological treatment facility.

Watered residues, watered oil products and surplus activated sludge are forwarded for further treatment to tanks for the accumulation and homogenization of watered petroleum products.

The tanks are essentially vertical steel reservoirs equipped with a mixing device. The tanks are intended for accumulating necessary amounts of raw material for centrifugation and averaging the raw material fed quantity- and quality-wise.

A “pipe in pipe” heat exchanger is intended for heating raw materials (heated raw materials separate better) before centrifugation.

Two three-phase centrifuges manufactured by Andritz Separation AG are intended for separating watered petroleum products into three phases:

  • petroleum product phase;
  • water phase (centrate);
  • solid phase (cake).

The petroleum product phase goes through the dewatered petroleum product tank to be pumped out for further treatment.

The water phase goes to the preliminary treatment facility.

The solid phase goes to the sludge disposal unit.

Dewatered sludge is disposed of by slime bio-destruction at bio-destruction sites. After bio-destruction, cake is classified as waste of hazard class IV and can be used to backfill trenches and pits.

   

Unique Features of Water Treatment Facilities

The treatment facilities ensure that the quality of water discharged into the Tura River fully meets fishery water requirements, i.e. the quality of water discharged is better than the quality of source water from the Tura River.

All types of waste undergo necessary treatment (dewatering, purification, bio-destruction), which makes them reusable: trapped petroleum products are used as raw hydrocarbons, and sludge and residues as soil for backfilling in construction.

The treatment facilities take up a record-small area (of about 6 hectares). Such a limited area could not have accommodated treatment facilities of that scale were it not for the cutting-edge equipment and water purification and wastewater slime treatment technologies used. For instance, the biological treatment facility built using the GE membrane bioreactor (MBR) technology saved the Refinery the trouble of building bulky secondary sludge basins for trapping activated sludge after aeration tanks, thus reducing the area used 3-4 times.

Using Separation Specialists separators and impeller floaters helped to reduce 2-3 times the area of physical and chemical treatment facility structures by making it possible to separate petroleum products and suspended substances as the wastewater moves spiral-wise in a vertical, rather than horizontal direction normally used in oil traps at Russian treatment facilities.

Using the centrifuges manufactured by Andritz Separation AG helped the Refinery to do without a bulky system of the following facilities: sludge concentration, stabilization, fermentation, sludge dewatering, excess sludge and wastewater slime, and at the same time, the technologies used improve the quality of dewatered slime and sludge for further treatment and disposal.

   

The water treatment, water intake and water conditioning facilities:

  • neither have negative impact on the bed of the Tura River nor restrain the water transport traffic (operation of the water intake facilities);
  • provide the oil refinery with water the quality complies with the requirements to the primary and support process facilities;
  • minimize the operating expenses (low energy consumption, use of the most recent chemicals, etc.);
  • reduce the harmful impact on the environment and personnel (noise, vibration, effluents and waste waters).

3. Auxiliary Facilities

Learn more

The auxiliary facilities include:

  • treatment facilities control room;
  • 10/0.4 kV transformer substation equipped with 0.4 кV switchgear.

The operations of water intake, water conditioning and treatment facilities are managed by a shared process control system located in the treatment facilities control room.

It should be emphasized that the Refinery’s new facility uses only hi-tech equipment manufactured by most advanced Russian companies, such as ZAVKOM Industries, LIT, ECO-Umvelt, TEKO-FILTER, and foreign companies, such as Zickert (Sweden), Separation Specialist (USA), GE Water & Process Technologies (Hungary), Andritz Separation AG (Germany) and other companies known throughout the world.

The implementation of the aforesaid project has won Antipisky Refinery 2014 “Russian Water” First National Water Industry Award in the category “Best project aimed at reducing water pollution”.

Wastewater quality is controlled at all treatment stages using the modern equipment installed at the Eco-Analytical Laboratory of JSC Antipinsky Refinery.

Очистные сооружения

Антипинский нефтеперерабатывающий завод – один из крупнейших водопотребителей города Тюмени. В связи с этим на предприятии происходит постоянное совершенствование технологии производства, внедряются методы очистки сточных вод, осуществляется контроль объемов водопотребления и водоотведения, а также качества сбрасываемых сточных вод. К числу проектов, направленных на сведение к минимизации экологических рисков, относятся действующие очистные сооружения завода. Они позволяют улучшить качество очистки промышленных стоков предприятия.

1. Водозабор и водоподготовка

Необходимость обеспечения существующих проектируемых установок завода собственной технической и умягченной водой привела к строительству водозабора речной воды и организации водоподготовки. Узнать подробнее

Водозабор находится на правом берегу реки Туры.

Данные сооружения обеспечивают подачу технической воды и умягченной воды на завод. Техническая вода проходит три этапа очистки (фильтрующий русловой водоприемник, отстойник с коагулятором и осветлительные фильтры). Из части технической воды получается умягченная вода (две стадии ионитных фильтров). Производительность водозабора – 300 м3/ч, производительность по получению умягченной воды – 120 м3/ч.

В их состав входят:

  • фильтрующий русловый водоприемник;
  • насосная станция I подъема;
  • отстойник, совмещенный с коагулятором;
  • производственное здание фильтров;
  • резервуары чистой воды;
  • блок насосных станций;
  • емкости химически очищенной воды;
  • насосная станция химически очищенной воды.

Уникальность сооружений – в обеспечении подачи воды постоянного качества (практически без взвешенных веществ и ионов железа и марганца) вне зависимости от качества воды в реке Туре. При проектировании и строительстве водозабора использованы современные решения: подрусловый водозабор без надземных сооружений, оборудованный погружными оседиагональными насосами; применение водолазных работ без осушения траншей и котлованов в процессе строительства.

   

2. Очистные сооружения

В начале 2014 года на Антипинском НПЗ введены в эксплуатацию уникальные для предприятий Тюмени пятиступенчатые очистные сооружения и сооружения водоподготовки, занимающие 10,7 га.

Мощности очистных сооружений предусматривают прием и очистку всех производственно-дождевых и бытовых стоков, образующихся на объектах Антипинского НПЗ.

Сточные воды, поступающие на очистные сооружения, проходят полный цикл очистки перед сбросом в реку Туру: предварительную очистку, физико-химическую очистку, биологическую очистку с мембранными биореакторами, доочистку. Образующиеся в процессе осадки, шламы, избыточный активный ил и уловленные нефтепродукты перерабатываются в блоке обезвоживания с использованием трехфазных центрифуг фирмы Andritz Separation AG.

   

Очистные сооружения состоят из («Упрощенная схема очистных сооружений»):

1. Блока предварительной очистки. Узнать подробнее

Сточные воды проходят предварительную очистку на песколовках и осадителях. Блок предварительной очистки предназначен для защиты основных сооружений от мусора, залповых и аварийных сбросов загрязняющих веществ, регулирования неравномерности поступления исходных сточных вод. Пиковая производительность блока не более 2670 м3/ч.

2. Блока физико-химической очистки. Узнать подробнее

Блок включает узел сепарации и узел флотации. Узел сепарации состоит из двух сепараторов. Принцип работы сепараторов позволяет одновременно отделить из стоков взвеси и нефтепродукты. За счет тангенциального ввода воды нефтепродукты собираются в центре вверху сепаратора, а взвешенные вещества – в нижней конусной части сепаратора. Отделенные нефтепродукты и взвешенные вещества насосами перекачиваются для дальнейшего обезвоживания на блок обезвоживания осадков и нефтепродуктов.

Узел реагентной импеллерной флотации состоит из двух установок Separation Specialists. Принцип разделения: пузырьки воздуха прилипают к плохо смачиваемым водой частицам (нефтепродукты и взвешенные вещества) и поднимают их на поверхность. Вращаемый электромотором шламосборщик сдвигает флотационный шлам (пену) в так называемый шламовый карман, из которого направляется в узел отстойников пены, с последующим направлением отстоянного осадка и уловленного нефтепродукта в узел обезвоживания. Производительность блока – 400 м3/ч.

3. Блока биологической очистки. Узнать подробнее

Этот блок предназначен для очистки сточных вод по уникальным технологиям компании GE Water & Process Technologies. Данная технология использует мембранные биореакторы, которые позволяют многократно интенсифицировать процессы, исключить из схемы вторичные отстойники, удалить взвешенные вещества практически на 100 %, БПК на 99 % и уменьшить занимаемые площади в 4 раза по сравнению с обычными иловыми отстойниками.

До 60 % очищенных сточных вод возвращается на производство для подпитки водооборотных систем, что обеспечивает значительный эколого-экономический эффект по сокращению потребления природных ресурсов, а именно, свежей воды из реки Туры на нужды Антипинского НПЗ в объеме не менее 1.7 млн м³/год. Оставшаяся часть поступает на блок глубокой доочистки.

Избыточный ил направляется на узел сбора и обезвоживания уловленного нефтепродукта, осадка и избыточного активного ила. Производительность блока – 400 м3/ч.

4. Блока глубокой доочистки и обеззараживания. Узнать подробнее

Очищенная сточная вода, которая не используется для подпитки водооборотных систем, направляется на блок глубокой доочистки и обеззараживания стоков.

После прохождения сорбционных угольных фильтров и установок ультрафиолетового обеззараживания качество такой воды соответствует всем требованиям, предъявляемым к качеству сточной воды, сбрасываемой в водоемы рыбохозяйственного назначения. Очищенные сточные воды после доочистки сбрасываются в реку Туру. Производительность блока – до 400 м3/ч.

5. Блока обезвоживания уловленных нефтепродуктов, обводненного осадка и избыточного активного ила. Узнать подробнее

На узел поступают уловленные обводненные нефтепродукты и осадок с блока предварительной очистки, с узла сепарации, пена с узла флотации, активный избыточный ил с блока биологической очистки.

Обводненный осадок, обводненный нефтепродукт, избыточный активный ил направляются на дальнейшую переработку в емкости для накопления и гомогенизации обводненного нефтепродукта. Емкости представляют собой стальные вертикальные резервуары, оснащенные перемешивающим устройством. Они предназначены для накопления необходимого объема сырья для подачи на центрифуги и усреднения подаваемого сырья по качеству.

Теплообменник типа «труба в трубе» необходим для нагрева сырья (нагретое сырье лучше разделяется) перед центрифугой.

Две трехфазные центрифуги фирмы Andritz Separation AG предназначены для разделения обводненных нефтепродуктов на три фазы:

  • нефтепродуктовую фазу;
  • водную фазу (фугат);
  • твердую фазу (кек).

Нефтепродуктовая фаза направляется в емкость обезвоженного нефтепродукта с последующей откачкой и транспортировкой спецавтотранспортом на дальнейшую переработку в производственные цеха предприятия.

Водная фаза направляется на блок предварительной очистки.

Твердая фаза (кек) направляется на площадку биодеструкции.

После окончания технологического процесса биодеструкции, получившийся отход имеет IV класс опасности и может использоваться в промышленной зоне для обратной засыпки траншей, ям.

   

Уникальность очистных сооружений

Очистные сооружения обеспечивают качество сброса в реку Туру, полностью удовлетворяющее требованиям водоемов рыбохозяйственного назначения. Практически все качественные показатели очищенных сточных вод лучше показателей исходной воды в Туре.

Все отходы проходят необходимую обработку (обезвоживание, очистку, биодеструкцию), что позволяет повторно использовать их: уловленные нефтепродукты как углеводородное сырье, а полученный в процессе биодеструкции отход – как грунт для обратной засыпки при строительных работах.

Очистные сооружения занимают рекордно малые площади (около 6 га). Размещение подобных очистных сооружений в столь стесненных условиях стало возможно благодаря применению современного оборудования и технологий очистки воды и обработки шламов сточных вод. В частности, например, устройство блока биологической очистки по технологии фирмы GE с мембранным биореактором (MBR) позволило полностью отказаться от массивных вторичных отстойников для улавливания активного ила после аэротенков – соответственно, площади уменьшились в 3–4 раза.

Применение сепараторов позволило в 2–3 раза сократить площадь сооружений блока физико-химической очистки за счет обеспечения отделения нефтепродуктов и взвешенных веществ при движении стоков в вертикальном спиралевидном направлении, а не в горизонтальном, как это обычно реализуется в нефтеловушках на очистных сооружениях России.

Применение центрифуг фирмы Andritz Separation AG позволило отказаться от традиционного массивного комплекса сооружений обезвоживания, при этом применяемые технологии улучшают качество обезвоженного нефтепродукта и кека для их последующей переработки или утилизации.

   

Оборудование очистных сооружений, водозабора и водоподготовки позволяет:

  • исключить изменения дна реки Туры и не ограничивать движение водного транспорта при эксплуатации водозаборных сооружений;
  • обеспечивать завод водой требуемого качества, предъявляемого к оборудованию основных и вспомогательных технологических установок;
  • минимизировать эксплуатационные затраты (низкое энергопотребление оборудования, использование новейших химических реагентов и др.)
  • уменьшить воздействие вредных факторов на окружающую среду и обслуживающий персонал (шум, вибрация, выбросы и сбросы).

3. Вспомогательные сооружения

Узнать подробнее

Состав вспомогательных сооружений:

  • операторная очистных сооружений;
  • трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ с распределительными устройствами-0,4 кВ.

Управление работой водозабора, водоподготовки и очистных сооружений осуществляется из единой автоматической системы управления технологическими процессами, расположенной в операторной очистных сооружений.

Стоит особо подчеркнуть, что на новом объекте завода применяется только высокотехнологичное оборудование самых передовых российских компаний ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец», НПО «ЛИТ», ЗАО «ЭКО-Умвельт», ООО «Производственное предприятие «ТЭКО-ФИЛЬТР», а также иностранных фирм Zickert (Швеция), Separation Specialists (США), GE Water & Process Technologies (Венгрия), Andritz Separation AG (Германия) и других, известных во всем мире.

Реализуя данный проект, в 2014 году Антипинский НПЗ стал лауреатом Первой Национальной премии в области водохозяйственного комплекса «Вода России» в номинации «Лучший проект, направленный на снижение загрязнения водных объектов».

Контроль качества сточных вод проводится на всех стадиях очистки на современном оборудовании эко-аналитической заводской лаборатории АО «Антипинский НПЗ».