Antipinsky Refinery is not engaged in independent commercial activities. All inquiries concerning the purchase and sales of products please address to ООО SOCAR Energoresource.

Quality Control

Central Laboratory

The purpose of all production laboratories is to ensure the proper quality of the final products in a cost efficient manner. The main functions of the analytical service are to control the quality of feedstock and final products, support the production process, perform environmental monitoring, research and examinations for the purpose of smooth production, product quality improvement, development of new production processes and products and improvement of the existing ones. Thus, the functions of the analytical service are numerous. The service plays a key role in the achievement of the prime objective of each company — making a profit.

The functions of the analytical service at Antipinsky Refinery are performed by the Central Laboratory. Currently, it is a corporate unit with over 100 highly qualified staff members.

   

The Central Laboratory consists of three laboratories:

  • Commodity laboratory

The commodity laboratory functions: testing of the crude oil, issuing of the product release certificates and inspecting of the final products.

The staff of the commodity laboratory performs the following functions:

  • inspection and tests of crude oil and chemicals;
  • certification of the final products;
  • control over the oil products quality;
  • documentation and storage of the retained samples of oil products in strict compliance with the GOST (State Standard);
  • documentation of the quality of crude oil and products in accordance with the supply contracts and at the request of the consumers;
  • customers’ consulting on the maintenance of the product quality;
  • participation in the examination of the customers’ claims for quality of products;
  • issuing of an opinion on the arbitration analysis results;
  • training of the laboratory assistants and operators on the control of the crude oil, chemicals and additives and final products quality; 
  • other functions.

Recently, the commodity laboratory has been supplied with the laboratory equipment for Euro-5 diesel quality control. In accordance with the customs union’s technical regulations and GOST R 52368-2005, the commodity laboratory currently performs a number of new functions, such as determination of the polycyclic aromatic hydrocarbons (PAHs) by a liquid chromatography (HPLC) method, sulphur test by ultraviolet fluorescence, test for diesel fuel lubricating property and cetane rating.

The quality of diesel fuel is determined using the high-technology automated equipment, standard laboratory methods of testing and on-line proximate analyses.

In a diesel engine, the fuel-air mixture is ignited by compression; that is why the cetane ratio is a main characteristic of diesel fuel: the higher the cetane ratio is, the easier the engine is started using such fuel. The cetane number of Euro-5 diesel according to GOST R EN 15195 is tested using the Ignition Quality Tester (IQTTM) Lab Model (LM) allowing determining the ignition characteristics quickly and with high confidence.

Any diesel fuel passing through the injection system is acting as a lubricant. That is why, the HFRR test is used for testing the diesel fuel lubricity according to GOST ISO 12156-1.

The sulfur content is a main diesel fuel “environmental” characteristic. The laboratory uses the ultraviolet fluorescence method according to GOST ISO 20846 at Xplorer-S analyzer.

Other important diesel fuel tests are coefficient of kinematic viscosity (U-VISC 210 automated viscometry system), fuel density, cloud point temperature and filtration temperature limit.

  • Control laboratory

The control laboratory is a part of the technological process of crude oil refining and production of final products. The main function of the control laboratory is to perform in-process control of the operation of crude units АТ-1, АТ-2 and АТ-3, diesel hydro treating unit and Sulphur recovery unit.

The control laboratory also performs researches aimed to increasing the quality of products of Antipinsky Refinery, cutting down the cost of production, diversifying the products and implementation new production technologies.

The control laboratory is provided with the instruments of the leading laboratory equipment manufacturers with the latest software:

  • automatic instrument manufactured by ISL (France); Gerzog (Germany) to test the fractional breakdown, low temperature characteristics and flash point;
  • chromatographs manufactured by Perkin Elmer (USA);
  • other equipment of different foreign and Russian manufacturers.

The main part of the laboratory equipment is represented by automatic devices and rapid-response analyzers which enable to significantly reduce the time of test results obtaining and to monitor the process progress. The laboratory equipment includes, but is not limited to:

  • ISL's automated MPP 5Gs provides highly accurate cloud and pour point result, in an ultra compact, easy to use instrument. The analyzers have the in-built cooling system for unique cooling of the tested sample below -90°C;
  • Fully automatic crude oil distillation system PETRODIST 300 CC, processor controlled according to ASTM D-1160 but with automatic fraction collector for the determination of boiling ranges of crude oil products under vacuum;
  • Xplorer-S,N, Total Nitrogen and Total Sulfur Analyzer. Detection through chemiluminescence- and UV fluorescence with sample combustion at high temperature are the reference methods for the determination of Total Nitrogen and Total Sulfur;
  • Perkin Elmer lab solutions for chromatography: to monitor fractional analysis of hydrocarbon gases and hydrocarbon composition of liquefied hydrocarbon gases; hydrogen sulfide and mercaptan content in the oil as per GOST 50802; traces of sulfur compounds in the gases.

The control laboratory performs about 4,400 analyses of oil products from Refinery’s technological units each month.

Technical Competence of the Central Laboratory

The competence of the laboratory and the actuality of the laboratory analytical information are proved by the Quality Management System operating at the analytical laboratory. The production quality finally depends on the strict and timely quality control at all production cycles.

The basic requirements to the quality system of analytical laboratories are described in GOST R ISO/IEC 17025 “General Requirements to the Competence of Testing and Calibrating Laboratories”. The laboratory quality system shall assure the quality and integrity of the results of analytical works.

The Central Laboratory is accredited for technical competence. The Quality Management System on the basis of the Quality Manual describing the requirements to the staff, premises, environment, measuring equipment and sampling is implemented it the Central Laboratory.

The Quality Management System according to ISO 9001 has been implemented and successfully operates throughout the Company. Nevertheless, this quality management system is inadequate for the testing laboratory the main purpose of which to provide the customers with the accurate and reliable test data. Accreditation of the testing laboratory by the national accreditation body for compliance with GOST R ISO/IEC 17025 guarantees that testing laboratory obtains correct, reliable and accurate test data (measurements) in the claimed areas of responsibility.

The necessity of accreditation of the Central Laboratory and its accredited area operation are stipulated by the involvement of the oil refinery in the ecological activities as well as by the conditions of its partners – Transneft JSC. In 2015, the Central Laboratory was successfully accredited; its technical competence was recognized by the Federal Accreditation Service. Pursuant to the requirements of the Federal Law No. 412-FZ “On Accreditation in the National Accreditation System”, the Central Laboratory reports on its performance to the Federal Accreditation Service through the federal state information system.

Another proof of the technical competence of the Central Laboratory is annual participation in the qualification validation programs (interlaboratory comparison tests), where the correctness of the tests results (measurements) is highly appreciated.

Контроль качества

Центральная заводская лаборатория

Заводские лаборатории на всех промышленных предприятиях выполняют определенные задачи, цель которых — выпуск качественной продукции в нужных объемах с оптимальными затратами на производство. Основные функции аналитической службы заключаются в осуществлении контроля за качеством сырья и готовой продукции, ведением технологического процесса, в экологическом мониторинге, проведении научно-исследовательских работ и обследований, направленных на решение проблем производства, повышение качества продукции, разработку новых и усовершенствование существующих технологических процессов и продуктов. Таким образом, функции, выполняемые аналитической службой предприятия, многообразны. Данная служба играет важную роль в решении основной задачи любого предприятия — получения прибыли.

На Антипинском НПЗ функции аналитической службы выполняет Центральная заводская лаборатория. На сегодняшний момента это подразделение завода, имеющее штат более 100 человек высококвалифицированного персонала.

   

В состав ЦЗЛ входит три лаборатории:

  • товарная

Товарная лаборатория проводит испытания поступающего на переработку сырья (нефти), проводит паспортизацию выпускаемой продукции и контроль отгружаемой продукции. 

В обязанности работников товарной лаборатории входит:

  • проведение испытаний поступающих на завод нефти и химреагентов;
  • паспортизация отгружаемой продукции;
  • осуществление контроля сохранения качества нефтепродуктов, выпускаемых АО «Антипинский НПЗ»;
  • оформление и хранение арбитражных проб нефтепродуктов в строгом соответствии с требованиями ГОСТа;
  • оформление и выдача документов о качестве нефти и нефтепродуктов в соответствии с договорами поставки и по требованию потребителей;
  • проведение консультаций с заказчиками по вопросам обеспечения сохранения качества нефтепродуктов;
  • участие в рассмотрении рекламаций потребителей по качеству нефтепродуктов;
  • представление заключения о результатах проведенных арбитражных анализов;
  • проведение обучения лаборантов и операторов по вопросам контроля качества сырья, химреагентов и продуктов переработки нефти;
  • выполнение ряда других функций.

В настоящее время в товарной лаборатории внедрено в работу лабораторное оборудование по контролю качества дизельного топлива стандарта «Евро-5». В соответствии с техническим регламентом таможенного союза и ГОСТ Р 52368-2005 в товарной лаборатории запущен ряд новых показателей, таких как определение полициклических ароматических углеводородов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии, определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции, определение смазывающей способности дизельного топлива, определение цетанового числа.

Для определения качества дизельного топлива используется высокотехнологичное автоматическое оборудование, применяются стандартные лабораторные методы исследования, оперативные экспресс-анализы.

Поскольку в дизельном двигателе топливно-воздушная смесь воспламеняется от сжатия, то основным показателем дизельного топлива является цетановое число: чем выше цетановое число топлива, тем легче с применением такого топлива завести двигатель. Определение цетанового числа дизельного топлива "Евро" по ГОСТ Р ЕН 15195 производится на анализаторе IQTTM-LM, в котором реализован способ определения, позволяющий быстро и с большой достоверностью определять характеристики воспламенения.

Любое дизельное топливо, проходящее через систему впрыска, играет роль смазывающего материала. Именно поэтому внедрено определение смазывающей способности дизельного топлива на аппарате HFRR по ГОСТ ISO 12156-1.

Главный «экологический» показатель дизельного топлива - содержание серы. В лаборатории применяется метод ультрафиолетовой флуоресценции по ГОСТ ISO 20846 на анализаторе Xplorer-S.

Также весьма важными показателями для дизельного топлива являются кинематическая вязкость, для чего внедрен в работу автоматический вискозиметр U-VISC 210, плотность топлива, температура помутнения, предельная температура фильтруемости.

  • контрольная

Контрольная лаборатория является частью технологического процесса переработки нефти и получения готовой продукции, основной функцией которой является технологический контроль работы установок ЭЛОУ АТ-1, ЭЛОУ АТ-2, ЭЛОУ АТ-3, гидроочистки дизельного топлива и производства элементарной серы.

В контрольной лаборатории также проводятся исследовательские работы, направленные на повышение качества продукции Антипинского НПЗ, на снижение затрат на производство продукции, расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение новых технологий производства.

В контрольной лаборатории установлены приборы известных производителей лабораторного оборудования с современным программным обеспечением:

  • линейка автоматических аппаратов для определения фракционного состава, низкотемпературных показателей, температуры вспышки – производства компании ISL (Франция); Gerzog (Германия);
  • линейка хроматографов- производства компании Perkin Elmer (США);
  • другое оборудование различных зарубежных и отечественных производителей.

В лаборатории большая часть оборудования - это автоматические приборы и экспресс-анализаторы, использование которых значительно сокращает время получения результатов испытаний, что позволяет оперативно контролировать ход технологических процессов. Среди прочего лаборатория оснащена:

  • компактными автоматическими экспресс-анализаторами ISL MPP 5Gs, которые с высокой точностью обеспечивают определение температур помутнения и застывания дизельных топлив. Анализаторы имеют собственную встроенную систему охлаждения, которая позволяет обеспечить уникальное охлаждение испытуемой пробы ниже -90°С;
  • автоматизированным аппаратом PETRODIST 300 СС для определения фракционного состава нефтепродуктов под вакуумом согласно ASTM D1160. Процесс испытания на аппарате полностью автоматический;
  • анализатором серы и азота Xplorer-S,N, TE Instruments, позволяющим определять низкие концентрации методом ультрафиолетовой флуоресценции и хемилюминесценции;
  • рядом хроматографических комплексов производства компании Perkin Elmer: для контроля компонентного состава углеводородных газов и углеводородного состава сжиженных углеводородных газов; содержания сероводорода и меркаптанов в нефти по ГОСТ 50802; следовых количеств сернистых соединений в газах.

Ежемесячно в контрольной лаборатории выполняется около 4400 анализов нефтепродуктов с технологических установок.

Техническая компетентность центральной заводской лаборатории

Внедрение в практику деятельности аналитической лаборатории системы обеспечения качества аналитических работ является обязательным условием подтверждения компетентности лаборатории и достоверности получаемой ею аналитической информации. От тщательности и своевременности контроля на всех этапах производства зависит в конечном итоге качество продукции.

Основные требования к системе качества аналитических лабораторий изложены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 “Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий”. Система качества лабораторий должна обеспечивать качество аналитических работ и достоверность результатов этих работ.

Центральная заводская лаборатория аккредитована на техническую компетентность. В ЦЗЛ внедрена система менеджмента качества, разработано “Руководство по качеству”, в котором отражены требования, предъявляемые к персоналу, помещениям, условиям окружающей среды, средствам измерений и оборудованию, отбору проб.

На предприятии внедрена и успешно функционирует система менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001 в рамках всего Общества. Тем не менее, для испытательной лаборатории, ориентированной на обеспечение заказчиков точными и надежными результатами испытаний, данная система менеджмента качества не является достаточной. Признание национальным органом по аккредитации соответствия лаборатории ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 гарантирует получение в испытательной лаборатории правильных, надежных, достоверных результатов испытаний (измерений) в заявленных областях деятельности.

Необходимость аккредитации ЦЗЛ и область ее аккредитованной деятельности обусловлены деятельностью завода в сфере экологии и условиями партнеров – ОАО «Транснефть». В 2015 году ЦЗЛ успешно прошла процедуру аккредитации и техническая компетентность признана Росаккредитацией. В рамках исполнения требований федерального закона № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» ЦЗЛ с помощью федеральной государственной информационной системы передает информацию о результатах своей деятельности в Федеральную службу по аккредитации.

В качестве еще одного способа демонстрации своей технической компетентности ЦЗЛ ежегодно принимает участие в программах подтверждения квалификации (межлабораторные сличительные испытания) и получает высокую оценку правильности своих результатов испытаний (измерений).